Экспертиза детско-родительских отношений
Экспертиза детско-родительских отношений – достаточно популярный вид экспертизы, который выявляет психологические особенности внутрисемейного взаимодействия между детьми и родителями. Необходимость и востребованность данного типа экспертизы обусловлены значительным числом дел, рассматриваемых в суде, которые влияют на будущее ребенка, его место проживания, а также на то, с кем из родителей (или другим лицом) ребенок будет жить впоследствии.
Сегодня возрастает интерес к этой экспертизе из-за осознания государством и судебной системой того факта, что при принятии решений, касающихся детей, необходимо учитывать не только юридические и материально-экономические аспекты. Чтобы максимально защитить интересы ребенка и обеспечить ему более благоприятные условия развития, проводят экспертизу детско-родительских отношений. Часто невозможно определить реальную ситуацию в семье, общаясь прямо с детьми. Дети усваивают идеальные представления о родительских отношениях и, отвечая на вопросы суда, транслируют их механически, поскольку считают это "правильным". Ребенок может быть запуган одним из родителей и бояться рассказать об этом. Бывает, что родители специально готовят детей к появлению в суде, заставляя их заучивать "правильные" ответы. Для выяснения, к какому из родителей ребенок относится лучше, убежден ли ребенок в том, что у него чувство доверия к определенному родителю, какова общая атмосфера в семье, применяется экспертиза детско-родительских отношений.
Экспертизу детско-родительских отношений проводит специалист в области психологии. Закон не устанавливает строгих правил в отношении выбора эксперта. Однако недопустимо вовлекать как психолога, так и психотерапевта из данной семьи в качестве экспертов, поскольку они работают с семьей, эмоционально участвуют в семейных отношениях (даже в рамках профессиональной компетенции) и могут иметь предвзятое мнение о сложившейся ситуации в семье. Внешнее видение ситуации со стороны терапевта может исказить результаты исследования. Для анализа отношений используются стандартные психологические и социологические методы диагностики:
- Беседа.
- Опрос.
- Тесты.
- Проективные методы.
- Креативные задания.
Экспертиза детско-родительских отношений проводится как бы «с двух концов». Эксперту важно понять истинное отношение родителей к своему ребенку, а также отношение ребенка к родителям. При проведении диагностики важно определить брешь между идеальными образами семьи, детей и родителей и реальным отношением к ним. Идеальные представления родителей о ребенке и о своей роли родителя выражаются в декларируемых принципах. Истинное же отношение можно выявить с помощью специальных методик. Точно так же и ребенок может демонстрировать образ идеального члена семьи, но при этом ощущать себя совершенно иначе, испытывать качественно другие эмоции вплоть до противоположных.
Для выявления истинного отношения родителя к ребенку широко используются творческие и проективные методики. К примеру, родителю может быть предложено к написанию «Сочинение родителя», в котором он в свободной форме излагает свои взгляды на ребенка, систему воспитания, семью в целом. Методика довольно-таки сложна, так как требует от родителя приложения значительных усилий и наличия определенного уровня интеллектуального развития, но при этом достаточно эффективно оценивает многие аспекты родительского отношения. Другая эффективная методика называется «Закончи предложение». Родителям предлагаются начала фраз, которые надо завершить. Например: «Мне нравится, когда мой ребенок...». Эта методика неоднократно доказывала свою эффективность. Причина успешности этого подхода заключается в том, что человека ставят в заданные рамки. Это ограничивает его, с одной стороны, формулой высказывания, а с другой стороны, убирает на второй план составленные заготовки, позволяет заговорить истинным эмоциям. Как это ни удивительно, но необходимость сформулировать свою мысль в другой форме провоцирует исследуемого быть более правдивым, говорить о том, что на самом деле беспокоит его. Этот эффект связан с принципами построения лжи в мозге человека. Декларируемые установки являются, по сути, ложью, на продуцирование которой мозг затрачивает много сил. При переключении усилий мозга на лингвистическую работу по переформулировке предложений эмоциональный поток освобождается, и в предложениях появляются истинные чувства. Кроме того, подобные задания способствуют взгляду на ситуацию под несколько иным углом, что тоже служит конечному установлению истины.
Для определения отношения ребенка к родителю или воспитателю в большом объеме используются проективные методики – рисунок семьи, сказкотерапия, так же методика «Закончи предложение» и другие. Эксперт-психолог по определенным признакам устанавливает истинное отношение ребенка ко взрослому. Следует заметить, что проективные методики, при всей их эффективности, часто могут трактоваться неправильно или заведомо ложным образом. Поэтому огромное внимание должно уделяться процедуре проведения исследования для обеспечения достоверности результатов экспертизы. Так, например, во избежание спекуляций во время трактовки результатов проективного теста «Рисунок моей семьи» необходимо неукоснительное следование следующим правилам проведения исследования:
- Четкая постановка задания.
- Запрос обратной связи от ребенка для удостоверения, что смысл задания ему полностью ясен.
- Детальная фиксация поведения ребенка во время выполнения задания, его позы, степени комфорта, жестов, мимики и пр.
- Обязательная запись всех комментариев, которыми сопровождалось выполнение задания.
- Уточняющие вопросы ребенку после выполнения задания.
- Беседа с ребенком по итогам выполнения задания.
Подобные указания предусмотрены для всех используемых в процессе экспертизы методов исследования. Очевидно, что участие компетентного специалиста в проведении такого исследования играет решающую роль, поскольку от результата его работы зависит дальнейшая судьба ребенка.
При проведении экспертизы детско-родительских отношений отмечается не только аспект эмоциональных отношений между родителями и их детьми. А также изучаются следующие вопросы:
- Основательный анализ индивидуальных характеристик каждого из родителей (или опекунов).
- Уровень психологического развития ребенка.
- Степень социальной адаптации ребенка, его способность усваивать социально-принятые нормы поведения, моральные принципы и соображения приличия.
- Наличие признаков социальной дезадаптации у ребенка или родителей.
- Степень привязанности ребенка к каждому из родителей.
- Психологическая и социальная готовность родителя (или опекуна) обеспечить комфортные условия для правильного воспитания ребенка.
Экспертиза детско-родительских отношений проводится в спокойной и уютной обстановке, желательно с выведением обследуемых из привычного повседневного окружения, чтобы создать непринужденную атмосферу и избавить (особенно детей) от страха и напряжения, которые могут возникнуть в повседневных условиях.
Кто может проводить экспертизу детско-родительских отношений?- Эксперт (единолично). Одним специалистом в области психологии проводится экспертиза по запросу суда или по ходатайству любой из сторон. Любое заинтересованное лицо или его представитель может ходатайствовать о назначении экспертизы.
- Комиссия экспертов. В сложных случаях к комиссионному исследованию прибегают, когда требуются мнения различных специалистов из смежных областей, таких как психолог и социолог. Часто комиссия экспертов формируется на основе встречных ходатайств о проведении исследования. Если оба родителя, или родители и третьи лица настаивают на исследовании, то эксперты сторон могут работать комиссионно. При согласии экспертов составляется общее экспертное заключение. Когда у экспертов имеются различные мнения, оформляется несколько экспертных заключений. Обычно для каждого отличающегося мнения составляется отдельное заключение.
- Эксперт или комиссия экспертов включаются в состав комплексной экспертизы. Бывают случаи, когда помимо психолого-социальной экспертизы детско-родительских отношений назначаются и другие виды экспертиз (психиатрическая, судебно-медицинская и так далее). При этом эксперт-психолог взаимодействует с другими специалистами, привлеченными к экспертизам. Комплексная экспертиза используется в спорных ситуациях, касающихся воспитания психически или физически неполноценных детей, а также в случаях обнаружения подмены детей и психиатрического освидетельствования родителей.
В каких случаях проводится экспертиза детско-родительских отношений?- При определении с кем из родителей ребенок должен проживать после развода.
- При рассмотрении вопроса о лишении родительских прав одного из родителей (также в случае лишения их обоих).
- При установлении, кем будет осуществляться воспитание ребенка среди третьих лиц.
- При запросе одного из родителей на разрешение общения с ребенком.
- При необходимости запретить контакт между ребенком и другим родителем по просьбе одного из них.
- В случае конфликта между приемными и биологическими родителями относительно воспитания.
- При умышленном или случайном замещении ребенка - с привлечением генетической экспертизы.
- При определении уровня психологического и интеллектуального развития ребенка.
- При необходимости оценить готовность родителя (или родителей) в вопросах воспитания ребенка.
- При разрешении вопроса о совместном проживании ребенка с родителем, лишенным родительских прав.
Нормативно-правовая база при проведении экспертизы детско-родительских отношенийВ статье 31 Гражданского кодекса РФ раскрывается тема опеки над несовершеннолетними гражданами, включая воспитательные цели. Опека оказывается в случае лишения ребенка родителей, отзыва родительских прав, уклонения от воспитательных обязанностей и для защиты прав и интересов детей.
Статья 69 Семейного кодекса РФ устанавливает условия лишения родительских прав за пренебрежение, жестокое обращение, нарушение половой неприкосновенности детей, наличие тяжелых форм наркомании или алкоголизма, а также при совершении умышленных преступлений против жизни или здоровья членов семьи.
Статья 71 Семейного кодекса РФ определяет действия после лишения родителей их прав. В соответствии с пунктом 3 статьи 71, вопрос совместного проживания ребенка с родителем, лишенным родительских прав (или обоих родителей), решается исключительно в судебном порядке.