Экспертиза несовершеннолетних обвиняемых
Экспертиза несовершеннолетних обвиняемых это виды судебно-психологических проверок, важные, а иногда и первостепенные, в расследовании преступлений, совершаемых несовершеннолетними преступниками, так как помогает понять мотивы обвиняемого, уточнить состояние обследуемого в момент совершения преступления и другие аспекты. Экспертиза несовершеннолетних обвиняемых также способна обнаружить возрастное подражание предполагаемого преступника. В возрасте 14 лет наступает уголовная ответственность в Российской Федерации, что закреплено законом. Предполагается, что, достигнув этого возраста, подросток усвоил основные социальные и нравственные нормы, а также может полностью осознавать смысл своих действий и их возможные последствия. Однако закон учитывает случаи задержки психического развития подростков, причем подчеркивается, что причиной таких задержек не являются разнообразные душевные расстройства.
Основной целью экспертизы несовершеннолетних обвиняемых является изучение способности подростков полностью контролировать свои поступки и осознавать их истинный смысл и воздействие на окружающих. Экспертиза проводится, как правило, для подозреваемых лиц, у которых есть признаки несоответствия календарному возрасту, признаки задержек и нарушений в развитии (как психологическом, так и интеллектуальном), не связанных с психическими заболеваниями. Существуют критерии оценки способности человека осознавать содержание своих действий и управлять ими.
Человек полностью понимает смысл своих действий, если:
- Правильно интерпретирует свое поведение;
- Понимает цели своих усилий и совершенных поступков;
- Предвидит прямые и косвенные последствия своих действий;
- Делает оценку своих действий на основе действующего закона и доминирующих нравственных принципов в обществе.
Способность управлять своими действиями выражается в:
- Свободном и разумном постановке целей для последующих действий.
- Выборе способов достижения поставленных целей.
Современная теория развития личности говорит о том, что способность человека полностью осознавать и управлять своими действиями достигается при высоком уровне психической и интеллектуальной зрелости, что является показателем его состояния и результатом личностного роста.
Задержки в развитии подростков могут быть вызваны различными причинами, проявляться в различных формах и проявлениях. Экспертиза несовершеннолетних обвиняемых обязательно учитывает общие закономерности развития психики подростка, включая:
- Постепенное усложнение психической деятельности;
- Изменение структуры когнитивных процессов в сторону углубления и усовершенствования;
- Формирование более сложных отношений с окружающим миром;
- Улучшение практической и умственной деятельности;
- Эволюция сознания и самосознания.
При этом следует осознавать, что развитие психики ребенка и подростка происходит в постоянном контакте с внешним миром и под его непрерывным влиянием. Причины отставания подростка в развитии обязательно рассматриваются при проведении экспертизы несовершеннолетних обвиняемых.
Экспертиза несовершеннолетних обвиняемых позволяет определить психический возраст осмотренного подростка. Ученые, разработавшие различные теории развития, интерпретируют жизнь несовершеннолетнего на этапы взросления по-разному. Эти этапы могут коррелироваться с условными возрастами обучения в основных школьных учебных заведениях и могут базироваться на возрастных принципах разделения в соответствии с различными признаками развития. Однако основная цель эксперта выходит за рамки существующих классификаций и заключается в определении достижения обследуемым психологического состояния, при котором он способен определять свои цели в деятельности, управлять ею и осознавать ее природу и последствия.
При выполнении экспертных действий и во время расследования совершенных преступлений первоочередной задачей является соблюдение прав несовершеннолетних граждан со стороны судебных и следственных органов.
Нормативно-правовая база для проведения экспертизы несовершеннолетних обвиняемыхЭкспертиза несовершеннолетних обвиняемых проводится в строгом соответствии с указанными законами:
- Закон № 120-ФЗ от 24 июня 1999 года "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
- Закон № 124-ФЗ от 24 июля 1998 года "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".