Оценка транспорта
Оценка транспорта – это процедура определения актуальной рыночной цены на представленное средство передвижения. Экспертиза транспорта выполняется профессиональными экспертами, имеющими специализированное образование и богатый опыт работы в данной области.
Оценка транспорта – один из наиболее популярных видов оценочных экспертиз. Это связано с тем, что количество единиц транспорта в современном обществе невероятно велико и продолжает увеличиваться с каждым днем. Как и с любыми другими формами собственности, с транспортом регулярно совершаются различные манипуляции – транспортные средства можно продавать, покупать, активно использовать, использовать в качестве залога, а также страховать.
В результате экспертизы транспорта инициатору исследования представляется отчет об оценке, имеющий доказательную силу. Данный отчет может быть представлен в суде в качестве доказательства правоты одной из сторон.
Случаи, в которых целесообразно прибегать к независимой оценке транспортаОбъектами оценки являются предметы собственности, некоторые из которых принято квалифицировать как движимое, а некоторые – как недвижимое имущество. К данной виду экспертизы прибегают при любых действиях с объектом оценки – продаже, дарении, получении в наследство, оформлении страховки и так далее. Чаще всего, оценка транспорта требуется в следующих случаях:
- Для подготовки транспортного средства к продаже (или при покупке транспортного средства).
- При оформлении транспортного средства в качестве залога для получения кредитных средств.
- В процессе оценки совокупной имущественной базы собственника (физического лица или организации).
- Для получения страховой выплаты при наступлении страхового случая.
- В процессе оформления наследства или решения имущественных споров по вопросам раздела наследуемого имущества.
- Для определения арендной стоимости транспортного средства.
- Для подтверждения установленной таможенной стоимости.
- При утилизации (ликвидации) транспортных средств.
- При оформлении дополнительного вклада в уставной капитал организации.
- При оформлении банкротства компании – для распродажи имущества.
- Для постановки на учет безвозмездно полученных транспортных средств.
Классификация видов транспортных средств, применяемая специалистами в области оценки транспортаШирокий спектр существующих и часто применяемых транспортных средств требует определенной систематизации, особенно учитывая многообразие областей их использования. Основой для такой классификации является среда, в которой функционирует конкретное транспортное средство. С точки зрения экспертов по оценке транспорта выделяются следующие категории:
- Воздушный транспорт.
- Автомобильный транспорт.
- Железнодорожный транспорт.
- Водный транспорт.
Оценка автомобильного транспортаОценка транспорта относительно автомобилей применяется очень часто. На сегодняшний день, согласно различным оценкам, только в Москве имеется более четырех с половиной миллионов машин. Необходимость в установлении рыночной ценности возникает непрерывно. И, несмотря на значительное количество центров экспертизы и частных оценщиков, проблема выбора квалифицированного эксперта остается значительной. Для того чтобы избежать ошибок в выборе специалиста, рекомендуется обратить внимание на его репутацию, образование и опыт в сфере оценки транспорта. Один из самых распространенных случаев оценки автомобилей - это получение страхового возмещения после аварии. Страховые компании обычно имеют своих собственных оценщиков, но известно, что определенная страховой компанией цена на автомобиль часто сильно недооценена. Для того чтобы узнать реальную цену автомобиля, соответствующую средней рыночной стоимости аналогичных транспортных средств, стоит воспользоваться услугами независимого специалиста по экспертизе транспорта. Это позволяет значительно повысить размер страхового возмещения. Кроме взаимодействия со страховой компанией, оценка автомобиля часто необходима при распределении имущества или регистрации подаренного автомобиля. Определение стоимости грузовых автомобилей, автобусов и других видов автомобильного транспорта чаще всего требуется организациям и проводится в рамках общей экспертизы имущества компании.
При оценке автомобильного транспорта учитывают следующие параметры и характеристики автомобиля:
- Общий срок эксплуатации транспортного средства.
- Марку автомобиля и его производителя.
- Пройденное расстояние (пробег).
- Степень износа и общее техническое состояние, необходимость в ремонте и т.д.
Оценка транспорта по отношению к автомобилям - довольно сложный вид экспертизы, несмотря на его широкую популярность. Профессиональный опыт эксперта и глубокое знание рыночных тенденций в автомобильной отрасли имеют огромное значение при выполнении этой процедуры.
Оценка водного транспортаСогласно действующему законодательству Российской Федерации, водный транспорт квалифицируется как недвижимое имущество и в обязательном порядке подлежит государственной регистрации. Под водным транспортом понимают средства передвижения и перевозки грузов, перемещающиеся по водоемам внутренней и внешней акватории. Суда внутренней акватории называются речным транспортом и используются для перевозки людей и грузов на реках и озерах. Суда внешней акватории называются морским транспортом и отличаются более крупными размерами (как правило), большей грузоподъемностью, а также способностью переносить сильный шторм. Оценка транспорта осуществляется в отношении следующих водоплавающих средств передвижения:
- Пароходы
- Корабли
- Лодки
- Яхты
- Катера
- Гидроциклы
Для оценки объекта, относящегося к группе водного транспорта, необходимо предоставить копии правоустанавливающих документов, а также следующие данные и параметры оцениваемого судна:
- Дату и место создания оцениваемого объекта.
- Его функциональное назначение.
- Класс регистра, к которому относится данное транспортное средство и его регистровый номер.
- Данные владельца представленного на экспертизу транспортного средства.
- Юридические лица предоставляют полную стоимость судна, а также его остаточную балансовую стоимость.
- Размеры оцениваемого судна – длина и ширина транспортного средства, высота борта и так далее.
- Вместительность транспортного средства.
- Грузоподъемность транспортного средства.
- Количество палуб и водонепроницаемых перегородок.
- Количество запасов, размещаемых на судне – твердый груз, балласт, топливо, питьевая вода и пр.
- Информацию об основном двигателе судна – его тип, марку, мощность и производителя.
- Марку и тип главного редуктора транспортного средства (элемента передачи мощности на судне).
- Количество котлов, их производительность и показатели давления.
- Описание судовых устройств с указанием их кратких характеристик.
- Данные о спасательных средствах.
- Источники энергии электрической сети на транспортном средстве.
- Описание уровня автоматизации оцениваемого транспортного средства.
- Перечень и описание промыслового оборудования (если таковое имеется).
Оценка воздушного транспортаВоздушный транспорт, аналогично водному, классифицируется как недвижимое имущество и требует прохождения государственной регистрации. Экспертиза воздушного транспорта включает оценку следующих летательных аппаратов:
- Грузовые самолеты
- Пассажирские самолеты
- Вертолеты
- Малые воздушные суда
- Прочие летательные аппараты
Для определения стоимости воздушного судна необходимо предоставить эксперту необходимые правовые документы и предоставить основные характеристики летательного аппарата:
- Место изготовления и год выпуска.
- Основные летные характеристики.
- Функциональные характеристики.
- Информация о двигателях – количество, тип, мощность, год выпуска и др.
- Грузоподъемность и количество пассажиров, которых можно перевозить на борту.
- Иные характеристики – в зависимости от типа летательного аппарата и особенностей проводимой экспертизы.
Оценка железнодорожного транспортаПосле изменений, произошедших в железнодорожной системе на территории Российской Федерации в результате железнодорожной реформы, оценка транспортных средств в этой области стала очень актуальной. Это обусловлено появлением возможности для российских предпринимателей арендовать вагоны, составы, цистерны и локомотивы, а также проводить с ними различные экономические и финансовые операции. Оценке подлежат как весь состав, так и локомотивы, вагоны, цистерны и другие виды транспортных средств.
Железнодорожные составы делятся на два основных типа – тяговые и нетяговые. К тяговым относятся локомотивы (паровозы, электровозы, тепловозы), дизельные поезда и электропоезда. К нетяговым относятся различные виды вагонов – цистерны, платформы, контейнеры, пассажирские и другие. Для проведения оценки транспорта в железнодорожной сфере необходимо передать эксперту, осуществляющему исследование, копии правоустанавливающих документов, а также следующие данные:
- Наименование транспортного средства, его марка и модель.
- Страну производства транспортного средства, а также наименование компании-производителя.
- Дата производства транспортного средства.
- Год ввода транспортного средства в эксплуатацию.
- Норма амортизации данного железнодорожного транспортного средства.
- Исходная стоимость оцениваемого объекта, а также его текущая балансовая стоимость.
- Функциональное назначение.
- Основные технические характеристики.
Нормативно-правовая база для проведения экспертизы по оценке транспортаОпределение принадлежности объекта собственности к движимому или недвижимому имуществу регламентируется Гражданским кодексом Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 130 относятся к недвижимому имуществу, которое подлежит обязательной государственной регистрации:
- Летательные аппараты (воздушные суда).
- Морские суда (корабли, пароходы, лайнеры и т. д.).
- Водный транспорт внутренних водотоков.
- Космические объекты.
Статья 307 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает ответственность эксперта, проводящего экспертизу, за предоставление ложных показаний в суде и составление экспертного заключения, не соответствующего истине. Данная статья предусматривает наказание за умышленные противоправные действия специалиста, занимающегося проведением экспертных исследований, а не за несостоятельность профессионала в данной области.