Историко-культурные экспертизы
Историко-культурная экспертиза осуществляется для определения статуса объекта как элемента культурного наследия Российской Федерации. В случае подтверждения такого статуса, объект заносится в единый государственный реестр, после чего использование объекта подвергается серьезным ограничениям. Требуется, чтобы объект культурного наследия был поддержан в исходном состоянии и соответствующем уходе. Помимо этого, для выполнения любых проектных, землеустроительных, земельных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных действий на территории объекта культурного наследия или на земельном участке, где он расположен, необходимо получить разрешение от исполнительных органов власти.
Инициировать проведение историко-культурной экспертизы могут государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические и физические лица, выступающие в роли заказчиков.
Основные задачи в области историко-культурной экспертизы
Задачами проведения государственной историко-культурной экспертизы являются:
- Формирование обоснования для включения объекта культурного наследия в реестр;
- Установление категории историко-культурного значения объекта;
- Разработка оснований для изменения категории этого значения или удаления объекта из реестра;
- Проверка соответствия проектов зон охраны и градостроительных регламентов условиям защиты объектов культурного наследия;
- Классификация объекта как особо значимого для культурного наследия народов Российской Федерации или в качестве части всемирного культурного наследия.
Что является объектом историко-культурных экспертиз?
Согласно статье 30 закона, предметом историко-культурной экспертизы выступают:
- Объекты, обладающие характеристиками культурного наследия в соответствии со статьей 3 закона;
- Земельные участки, предназначенные для разработки;
- Документы, подтверждающие необходимость включения или исключения объектов культурного наследия из реестра, а также изменения их категории историко-культурного значения;
- Документы, обосновывающие отнесение объекта культурного наследия к категории историко-культурных заповедников, особо ценных объектов или объектов всемирного наследия;
- Проекты зон охраны объекта культурного наследия.
В статье 3 закона подробно описано, что объекты культурного наследия включают в себя недвижимость и связанные с ней произведения искусства, объекты науки и техники, и другие материальные предметы, обладающие значением в области истории, археологии, архитектуры и других сферах, являющиеся доказательством исторических эпох и цивилизаций и являются источниками информации о культуре.
виды Объектов культурного наследия в соответствии с законом
Памятники представляют собой отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями.
К памятникам религиозного назначения относятся: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие сооружения, предназначенные для проведения богослужений, а также мемориальные квартиры, мавзолеи, отдельные захоронения. К ним добавляются произведения монументального искусства и объекты науки и техники, а также военные объекты. Кроме того, сюда включаются частично или полностью скрытые в земле или под водой свидетельства человеческой деятельности, причем, информацию об этих объектах археологического наследия в основном предоставляют археологические раскопки или находки.
В категорию ансамблей входят четко определенные на исторически сложившихся территориях группы изолированных или связанных между собой памятников, строений и сооружений различного назначения: фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного. К этой категории также принадлежат храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья и фрагменты исторической планировки. Не обходится и без произведений ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства: садов, парков, скверов, бульваров и некрополей.
К достопримечательным местам относятся как творения человека, так и результаты его взаимодействия с природой. Сюда включаются места народных художественных промыслов, центры исторических поселений или их фрагменты, памятные места и культурные, природные ландшафты, связанные с историей народов и важными событиями. Также к этой категории принадлежат культурные слои, остатки древних построек, места совершения религиозных обрядов.
Согласно статье 4 закона, объекты культурного значения классифицируются на объекты федерального значения, которые представляют ценность для всей Российской Федерации, включая археологическое наследие; объекты регионального значения, имеющие значимость для культуры конкретного региона; и объекты муниципального значения, важные для местной истории и культуры.
Основные методы историко-культурной экспертизы
Методы исследования объекта включают анализ предоставленных документов, проведение историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и других необходимых исследований, выполняемых как отдельным экспертом, так и экспертной комиссией, численностью более трех человек, под руководством председателя.
Для участия в качестве экспертов привлекаются физические лица, обладающие научными и практическими знаниями в соответствующей сфере и опытом работы в данной области не менее десяти лет. Квалификация всех экспертов подтверждается аттестацией.
По завершении анализа создается экспертное заключение, которое передается заказчику.
Нормативно-правовая база для проведения историко-культурных экспертизИсторико-культурная экспертиза выполняется согласно Федеральному закону от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и урегулирована в главе 5 данного Закона. Отмечено, что объекты культурного наследия внесены в единый государственный Реестр в соответствии с статьей 15 упомянутого Закона. Объекты культурного наследия и соответствующие земельные или водные участки, где они находятся, регламентируются статьей 52, а ограничения использования этих объектов или их территорий – статьей 53.