Ориентирован ли текст на использование стратегии дискредитации?
Является ли текст открытым для широкой публики?
При установлении обстоятельств, связанных с унижением чести, достоинства и деловой репутации:
Содержит ли текст статьи «...» (указывается название) негативную информацию о конкретном человеке … (указывается Ф.И.О.)?
В случае наличия негативной информации, в какой именно форме она представлена: в виде утверждений о проверяемых фактах, оценочных мнений, предположений или в форме вопроса?
Какова цель общения, преследуемая текстом?
При установлении обстоятельств, связанных с экстремистской деятельностью:
Встречаются ли в тексте (листовке, выступлении и т.д.) утверждения, перекладывающие ответственность за действия отдельных лиц на целую нацию, вероисповедание или социальную группу?
Имеется ли в содержании текста (листовки, выступления и т.д.) информация негативного характера, касающаяся групп лиц, определенных по национальному, расовому или религиозному признаку?
Кто именно является объектом такой информации?
Включает ли текст (листовку, выступление и т.д.) выражения оскорбительного характера по отношению к лицам определенной национальности, вероисповедания или социальной группы?
Обращены ли эти выражения к конкретным лицам или к группе в целом?
Содержит ли текст (листовку, выступление и т.д.) утверждения, подразумевающие мнение о неполноценности граждан определенной национальности, вероисповедания или социальной группы по сравнению с другими?
Присутствуют ли в тексте (листовке, выступлении и т.д.) утверждения о превосходстве одной национальности, конфессии или социальной группы над другой, характеризуя последнюю как неполноценную или порочную?
Содержат ли материалы (листовке, выступление и т.д.) призывы к действиям враждебного или насильственного характера против лиц определенной национальности, вероисповедания или социальной группы?
Содержится ли в тексте (листовке, выступлении и т.д.) информация о враждебности определенной нации, конфессии, социальной группы?
Присутствуют ли в тексте (листовке, выступлении и т.д.) утверждения, объясняющие бедствия, неблагополучие одной социальной, этнической или вероисповедной группы деятельностью другой нации, народности или группы?
Включает ли текст (листовку, выступление и т.д.) призывы к действиям враждебного или насильственного характера против государства или его представителей?
Содержится ли в тексте (листовке, выступлении и т.д.) негативная информация о действиях представителя власти … в ходе выполнения им служебных обязанностей? Если присутствуют негативные сведения, то как они выражены: в виде фактических утверждений или оценочных суждений?
Содержат ли материалы утверждения о деяниях представителя власти …, наносящих вред безопасности государства и национальному достоинству, а также нарушающих единство и целостность страны, совершенных им при выполнении служебных обязанностей?
Для установления степени сходства товарных знаков, доменных имен, фирменных наименований и других объектов интеллектуальной собственности и авторских прав:
Обладает ли наименование «…» свойством индивидуализации? В состоянии ли оно отличать продукцию или услуги одного производителя от продукции или услуг другого?
Относится ли торговая марка (доменное имя, наименование компании, логотип) «…» к категории идентичных или настолько похожих на торговую марку (доменное имя, наименование компании, логотип) «…», что может возникнуть путаница у потребителя?
Является ли текстовый элемент «…» изобретательским? Отличается ли текстовая часть «…» оригинальностью?
Относится ли слово «…» к разряду обыденных или является уникальным, специфичным?
Включены ли в словесный компонент знака «…» выражения, признанные стандартными наименованиями или терминами, используемыми в определенной сфере промышленности или в области науки и техники?
Имеет ли знак «…» текстовую природу, является ли он автономной единицей языка?
Содержит ли словесная часть торговой марки непосредственное указание на характеристики товара, информацию о производителе?
При установлении обстоятельств, связанных с нарушением авторских прав (плагиатом):
Существует ли полное или частичное сходство, идентичность или различие между творчествами «…» и «…»?
Отличается ли творчество «…» самостоятельностью и новаторством или является модифицированной версией другого произведения?
Носит ли литературная форма, фразеология, деталь произведения (название, имя персонажа и т.д.) оригинальный характер?
Существует ли полное или частичное сходство, идентичность или различие между творчествами «…» и «…»?
Имеет ли творение характеристики уникальности, инновационности и творческого вклада?
Создан ли текст «…» или его отдельные части одним автором?
Является ли произведение композитным? Отличается ли произведение оригинальным подбором материала и его организацией?
При установлении обстоятельств, связанных с функционированием рекламной продукции:
Содержит ли рекламное обращение сравнения?
Какие характеристики присущи рекламному тексту? Относится ли данный текст к категории рекламных?
Применяются ли в рекламном обращении языковые приёмы, искажающие значение информации или создающие дополнительные значения?
Присутствуют ли в рекламном обращении информация о продуктах (услугах) конкурирующих компаний? Имеет ли эта информация негативный контекст?
Способствует ли реклама формированию отрицательного отношения к людям, не использующим рекламируемые товары, или критикует таких людей?
Соответствует ли структура текста стратегии дискредитации?
Содержит ли текст призывы? Чем они обусловлены?
Включает ли рекламное обращение элементы пропаганды (алкогольных напитков, наркотических средств и т.д.)?
Каковы ключевые значения в рекламном обращении? Какие функции выполняют элементы, включённые в его состав?
Применяются ли в рекламном сообщении методы внушения, лингвистической манипуляции?
Присутствуют ли в текстах «…» и «…» схожие уникальные авторские выражения?
Для установления смыслового содержания текстов документов, нормативных актов, договоров и т.д.:
В каком контексте используется слово «…» в пункте … документа «…»?
Какова основная мысль абзаца … документа «…»?
Вытекает ли из содержания документа «…», что …?
Обсуждается ли в документе «…» тема …?
При установлении обстоятельств, связанных с угрозой или вымогательством:
Содержит ли спорный текст угрозы?
Встречаются ли в диалоге заявления о необходимости передачи чьего-то имущества, прав на него или выполнении иных имущественных операций под угрозой насилия, порчи или уничтожения имущества?
Какова роль участников диалога (кто выступает в качестве просителя или требующего, кто занимает подчинённую или доминирующую позицию)?
Содержат ли разговоры требования, угрозы и другие вербальные средства давления или насилия?
Для выявления завуалированной информации в устных разговорах и письменных текстах:
Обсуждается ли в представленном на анализ диалоге вопрос о передаче финансов от одного участника к другому? Какие словесные указания даны на цели этих финансов?
Если в диалоге обсуждается вопрос передачи финансов, кто из собеседников инициирует эту тематику?
Третируется ли в разговорах тема совершения действий с наркотическими средствами?
Целит ли текст в выработку у читателя стремления к употреблению наркотиков?
Какова роль участников диалога (кто является просителем или требующим, кто занимает зависимую или господствующую позицию)?
Присутствуют ли в диалоге провокационные речевые действия со стороны одного из участников?
Затрагивается ли в диалоге тема приобретения, передачи, продажи, хранения, транспортировки оружия, его ключевых элементов, боеприпасов, взрывчатых материалов и устройств?
Обсуждаются ли в тексте диалога вопросы кражи (присвоения) или подготовки к краже (присвоению) объектов?
Касаются ли представленные разговоры совершения нелегальных действий, связанных с финансами, и если да, обсуждается ли вопрос производства, передачи, распространения фальшивых денежных знаков?
В других ситуациях, требующих специальных знаний лингвиста-эксперта:
Отражает ли перевод на русский язык «…», представленный для лингвистической экспертизы, содержание и суть англоязычного оригинала «…»?
В каком смысле использовано слово «…» в анализируемом тексте «…»?
Удовлетворяет ли текст «…» критериям коммуникации в рамках официально-делового общения?
С точки зрения лингвистики (происхождение и значение), являются ли однозначными имена: «…» и «…»? Относятся ли указанные имена к категориям народных, литературных, диалектных или просторечных вариантов одного имени?
Совпадает ли написание слова «…» в кириллице с его написанием латиницей «…»?
Какова стратегия речи в данном высказывании?
Важно! Указанный список вопросов не исчерпывающий. Перед проведением экспертизы рекомендуется получить консультацию у эксперта в случае возникновения других вопросов.